Психологические аспекты формирования подрастающих музыкантов

Автор Ольга Бельская
журнал «Гитара в Украине» № 5, 2012 год

ViolinLessonsЦель этой статьи – раскрыть ресурсы детей, найти новые грани их вдохновения и мастерства.

Посвятив занятиям музыкой достаточно много лет, в определенный момент своей жизни начинаешь осознавать, что не может быть сутью концертного выступления только лишь демонстрация виртуозной техники, владения звуком, широты музыкального мышления.

На мой взгляд, в подготовке к новой встрече со слушателем важно уметь создавать в себе состояние огромного, глубокого, осознанного желания порадовать людей, сыграть концерт именно для них. Грамотная подготовка к концертному выступлению может включать в себя не только тщательное изучение музыкального материала, но и создание такого внутреннего состояния, которое можно обозначить как перенос акцента внимания с себя, исполнителя, на слушателей. Задавая себе вопрос — «А что еще я могу сделать для слушателя?», «Как и чем еще можно порадовать слушателей?», интуитивно исполнитель может находить новые и новые решения в подготовке к концерту.

Ввиду того, что подготовка и развитие музыканта-исполнителя происходит в течение многих лет, хочется говорить о важности создания подобной культуры и у подрастающего поколения. Уже готовя малышей к первым концертным выступлениям, можно в игровой форме настраивать их на «отдающую» позицию. И малыш уже понимает, что выходит на сцену не для демонстрации красивого платья, ловких пальчиков, блестящих туфель, а для того, чтобы порадовать других.

В подобной грамотной атмосфере настроя уже нет условий для возникновения так называемой звездной болезни, неконструктивного сравнения — кто сыграл лучше, кто хуже, поскольку возникает вопрос — что лично ты рассказывал людям своей музыкой? При подобных условиях подготовки к концерту уменьшается вероятность «провала» выступления, что важно для психологического равновесия самого исполнителя.
Играть для людей может исполнитель любого уровня подготовки. К исполнителям разных уровней придут именно их слушатели. Эта позиция помогает уйти от сравнения регалий, образования, масштабности концертной деятельности разных исполнителей. В момент выступления значение имеет только осознание сиюминутного состояния — «здесь и сейчас», внутренняя позиция «хочу играть для людей». Уход от выше упомянутых неконструктивных сравнений открывает широкие возможности для развития музыкантов разных профессиональных уровней.

Занимая красивую отдающую позицию в отношении слушателей, радуя их любимыми и новыми мелодиями, исполнителю становиться легко отказываться от таких состояний как «мне должны подарить признание, известность, должны меня узнать, должны меня пригласить и т.п.». Это помогает раскрыть большие внутренние ресурсы, выводит человека на новый уровень профессионализма, и очень важно уметь восхищаться работой коллег-профессионалов, учиться у них. Хочется сказать о том, что наша востребованность прямо пропорциональна любви, которую мы несём людям через то, что делаем — играем ли музыку, продаем ли солнцезащитные очки, руководим ли бизнес — компанией.

По словам доктора естественных наук, президента БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОГО ФОНДА Л. П. Троян «ЭКОЛОГИЯ МЫСЛИ» скромность — это такое состояние, когда человека волнует не то, что и кто о нём подумает, какую даст оценку его деятельности, а только процесс, ведущий к созидательному результату на благо для других.

Любить своих слушателей – это значит уже ребёнком ощутить силу прекрасной музыки, которая неуверенного человека может сделать уверенным, нерешительного – смелым, а категоричному человеку может помочь пробудить в себе нежность и чуткость.

Внутреннее состояние музыканта — исполнителя, о котором идет речь, конечно же не может возникнуть само по себе. Оно представляется мне результатом определенной работы над собой, размышлений, анализа окружающей информации.

Нас восхищает образованность современных музыкантов, их широкий кругозор. А это внимательное отношение к окружающему миру. Естественный интерес любознательного человека формирует окружающая среда: родители, родственники, учителя, друзья…

Рядом с творческим человеком нет места пошлости, распущенности…

Сохранить с детских лет чистоту, целостность, доверительность в своём музыкальном творчестве, удержать высокий полёт мысли и устремлённости – это значит жить каждый день в ощущении бессмертия прекрасной музыки, искусства, человека.

Развитие в себе отдающей позиции, активной позиции, радостного, благодарного отношения к миру, к себе, к людям дарит ощущение максимальной активности в каждом дне, удовлетворения, самореализации, чуда самой жизни. С благодарностью вспоминаю подсказку Людмилы Петровны Троян, автора современного психологического направления «ЭКОЛОГИЯ МЫСЛИ»:

Активное настоящее — залог счастливого будущего!

Один комментарий на “Психологические аспекты формирования подрастающих музыкантов”

Оставить комментарий

Чему я обучаю
  • Психологические основы развития и укрепления семьи
  • Профилактика конфликтных ситуаций
  • Законы общения
  • Основы позитивного мышления
  • Психологические ресурсы в сохранении здоровья детей и взрослых
  • Роль мужчины и роль женщины
Свяжитесь со мной