Комплексный подход в подготовке к концертному выступлению.

министерство культуры рф

саратовская государственная консерватория им. л.в. собинова

ассоциация развития гитарного искусства

IX международная научно-практическая конференция

Классическая гитара:

современное исполнительство и преподавание

Саратов, 24 марта 2018 года.

Комплексный подход в подготовке к концертному выступлению.

Доктор естественных наук Троян Л.П., г. Москва

Аспирантка 3-го курса МИУ Бельская О.Н., г. Москва

Концертное выступление, как и любое публичное выступление, является одним из сложнейших видов деятельности человека. Его успешность связана со многими факторами: физическим, психологическим, духовным здоровьем. Важен гармоничный период жизни исполнителя на данное время. Это позволяет ему целостно готовиться к концертному выступлению, сохранять высокую концентрацию внимания.

Психологические и духовные факторы, влияющие на подготовку к концертному выступлению, предлагается рассмотреть с позиции Системы Знаний ЭКОЛОГИИ МЫСЛИ Л.П. Троян, современного российского психологического направления. Успешность концертной деятельности обеспечивается гармоничным пространством исполнителей и слушателей.

Любая деятельность человека выстраивает определённые отношения между людьми. Деятельность концертного исполнителя связана с большим количеством слушателей, с индивидуальностями композиторов, с индивидуальностью мастера, сделавшего музыкальный инструмент, с индивидуальностями специалистов, издающих ноты, организаторами концерта и ещё со многими, многими индивидуальностями педагогов, подготовивших музыканта. Взять на себя ответственность за успешность концертного выступления, это не только выучить нотный текст, оживить его, вдохнуть в него жизнь и энергию, но и создать гармоничные связи между всеми выше перечисленными индивидуальностями – т. е. увлечь слушателей предложенными музыкальными образами и подарить им состояние гармонии. Поэтому подготовительный период позволяет заложить в атмосферу концерта трансформацию возможных негативных состояний; увидеть, как под музыку идут преобразования состояний агрессии, ненависти на неосознанном уровне; трансформацию сверхлюбви — сверхзависимости, состояний соперничества, зависти; преобразование установок “я лучше других”, “я особенный”, “я не такой, как все”, которые могли бы разрушить состояние здоровья.  Часто такие состояния бывают неосознанными. Методы трансформации негативных установок подробно раскрывает автор “Системы Знаний ЭКОЛОГИИ МЫСЛИ” – Людмила Петровна Троян, используя понятия самонастраивающегося, самообучающегося организма человека.

Следующим важным аспектом в комплексном подходе при подготовке к концертному выступлению мы назовём погружение исполнителей в состояние любви и благодарности. Такие выдающиеся мастера, как Т. Лешетицкий, Г.Г. Нейгауз, В.И. Сафонов, П.С. Столярский, А.Я. Ямпольский целенаправленно и последовательно формировали у своих воспитанников любовь к выступлениям посредством активного привлечения их к концертному исполнительству. В подготовку концертного выступления мы обязательно включили бы формирование осознанного состояния благодарности к каждому педагогу, оказавшему влияние на формирование личностей музыкантов педагогов и исполнителей. Состояние благодарности дарит удивительный эффект сопричастности этих учителей к каждому следующему выступлению исполнителя.

Важным навыком в музыкальном исполнительстве является умение владеть собой, опыт преодоления сценического волнения. Волнение может быть многогранно – это страх, признак боязни ошибиться, эмоциональное переживание по какому-либо поводу, лишающее человека внутреннего покоя, возможности максимально эффективно мыслить и действовать. К.С. Станиславский, беседуя с актерами Большого театра, подметил: «Артисту, глубоко ушедшему в творческие задачи, нет времени заниматься собою как личностью и своим волнением!». Из опыта консультирования и подготовки музыкантов к концертному выступлению, мы также можем сказать, что важным для концертного исполнения является состояние наслаждения музыкой, погружения в музыку, восхищение красотой гармоний, что естественным образом переносит акцент внимания музыканта с себя, со своих волнений на раскрытие музыкального произведения. По — своему об этом пишет выдающийся музыкант нашего времени, пианист С.Т. Рихтер, так описывая ощущения, испытанные им во время концертного выступления: «Стихия музыки, подчинившая тебя, не оставляет места праздным мыслям. В эти минуты забываешь всё – не только зрителей, зал, но и самого себя».

Определённое психологическое состояние уверенности, собранности, выносливости формируется благодаря обязательному “обыгрыванию” подготовленного произведения или всей программы. А. Баренбойм рассказывает, как один из видных советских пианистов репетирует новую программу, с которой ему предстоит вскоре выступать: «То, что он делает, со стороны может показаться детской забавой… он выходит из другой комнаты (<артистической») к роялю, представляет себе, что находится в концертном зале, раскланивается перед аудиторией и начинает играть программу».

Концертные залы мы можем найти в общеобразовательных школах, колледжах, университетах, музыкальных школах. Развивая таким образом свою концертную деятельность, мы также способствуем повышению общего уровня музыкальной культуры, знакомству большой аудитории с именами композиторов, известными произведениями, формируя таким образом у слушателей желание получать музыкальное образование, посещать концерты камерной и симфонической музыки. Обратимся к опыту Г. Нейгауза: «Перед тем, как сочинение увидит «свет рампы», я его буду непременно много раз исполнять у себя дома, в одиночестве так, как будто я его играю перед слушателями. (Правда, я не задаюсь этой целью, но так как увлекаюсь сочинением, то и «исполняю» его – для себя и для других, хотя и не присутствующих.)»

На наш взгляд успешность концертного выступления включает три этапа:

— подготовку к концертному выступлению,

— выступление на концерте,

— период после концертного выступления.

Акценты внимания в период подготовки к концертному выступлению.

1.Техника исполнения

2.Эмоциональное наполнение – окраска произведения.

3.Знакомство с интерпретациями произведения разных исполнителей, вариантами переложений для разных инструментов.

4.Репетиции перед слушателем. Обыгрывать концертное выступление в семье, перед друзьями.

5.Работа над своим имиджем для момента выхода на сцену, исполнения и окончания исполнения музыкального произведения.

6.Благодарность всем, кто участвовал в становлении музыканта.

7.Умение наполнять себя счастьем, радостью, ликованием.

Важные моменты в период концертного выступления.

1.Уверенное начало, умение войти в собственное наслаждение музыкой.

2.Показать тему произведения, раскрыть его смысл, соответствующий замыслу автора.

3.Окончание произведения, наполненное вашей энергией до самого последнего звука.

Период после концертного выступления.

1.Вдохновенное состояние от слияния с аудиторией слушателей.

2.Ощущение целительного эффекта от гармонии произведения.

3.Если это музыкальное произведение исполняется в сопровождении оркестра и пианиста, то поблагодарить их.

4.Сказать или почувствовать, что аудитория помогала исполнению музыкального произведения.

5.Настроиться на ближайшие планы. Своё мастерство принять как норму, при том уровне подготовки, которым оно вызвано.

В итоге можно сказать, что основная задача исполнителя – донести красоту музыки, поведать о том сокровенном, что исполнителя восхищает в конкретном произведении. Музыканту также важен серьёзный комплексный подход в период подготовки к концертному выступлению. Кроме специальных профессиональных навыков, музыканту необходимо развивать свою мировоззренческую позицию и владеть психологическими знаниями.

Людмила Петровна Троян – доктор естественных наук, является основателем современного российского психологического направления, зародившегося в 1994 г., возглавляет региональное отделение “Система Знаний ЭКОЛОГИИ МЫСЛИ” в Профессиональной Психотерапевтической Лиге Российской Федерации, является президентом благотворительного фонда “ЭКОЛОГИЯ МЫСЛИ”, г. Москва. Ведёт международные лектории, является организатором международных научно-практических конференций “Система Знаний ЭКОЛОГИИ МЫСЛИ Л.П. Троян в развитии жизни на Земле”. Автор более 50-ти психологических курсов, проводит личную терапию. Выступает на международных форумах, участвует в прямом эфире радио программ.

Публикации:

1.Троян Л.П. ЭКОЛОГИЯ МЫСЛИ О НАШЕМ БЕССМЕРТИИ = ECOLOGE OF THE THOUGHT ON IMMORTALITY. – М.: ИМ-Информ, 1999. – 296 с.

2.Троян Л.П. Система Знаний ЭКОЛОГИИ МЫСЛИ Л.П.Троян = The Knowledge System of ECOLOGY of THOUGHT by L. P. Troyan /под общ.ред. Л.П. Троян. – М: “Известия”, 2008. – 528 с.

3.Троян Л.П. Основные понятия Системы Знаний ЭКОЛОГИИ МЫСЛИ // Профессиональная газета Регионального отделения Профессиональной Психотерапевтической Лиги РФ «Система Знаний ЭКОЛОГИИ МЫСЛИ» – 2006. – №1 (1) декабрь – С. 8-9.

4. Троян Л.П. Нанотехнологии в Системе Знаний ЭКОЛОГИИ МЫСЛИ // Профессиональная газета Регионального отделения Профессиональной Психотерапевтической Лиги РФ «Система Знаний ЭКОЛОГИИ МЫСЛИ». – 2007. – №1 (2) март. – С. 12-13.

5. Людмила Троян на Ecology Future Forum 2017

6. https://www.youtube.com/watch?v=GqixsjrzHeU  Интервью с Людмилой Петровной Троян на Радио СВ от 04.05.2016

7. https://www.youtube.com/watch?v=DYiYVzyWXx4  Интервью с Людмилой Петровной Троян на Радио СВ от 25.11.2016

8. https://www.youtube.com/watch?v=BAAZ_Czyys0   Интервью с Людмилой Петровной Троян на Радио-СВ 23.11.17.

Ольги Николаевна Бельская является музыкантом, педагогом по классу домры (Харьковский Институт Искусств им. Котляревского, 2002г.), по классу гитары (Харьковское музыкальное училище им. Б. Лятошинского, 2001г.), участником семейного дуэта “Бельканто”. В составе дуэта участвовала в гастролях в Чехии, Германии, Франции, Южной Корее, Украина, Россия), принимала участие в составе жюри ежегодного конкурса – фестиваля “Журавлиная Родина” ( г. Сергиев Посад, 2017г.), педагогический стаж более 20 лет. В настоящее время является аспиранткой 3-го курса психологического факультета Международного Инновационного Университета, г. Москва.

Публикации:

1. АПРОБАЦИЯ №4(43), 2016 г.

Бельская О.Н.   Психологические аспекты уязвимости семьи в условиях социальных рисков

2. XXIV МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ

«Актуальные проблемы в современной науке и пути их разрешения»

Москва

25-26 марта 2016

Бельская О.Н.   Психологический феномен брака и семьи в современной и дореволюционной России

3. Science and Education, July 1-2, 2016, Germany, Belskaya O.N.    Problematic aspects of modern european family

4. ГАРМОНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ №2, 2017 Г.

Бельская О.Н. Психологические установки института семьи в современном мире

ВЗАИМОСВЯЗЬ УСПЕШНОСТИ ЮНЫХ МУЗЫКАНТОВ С ИХ ВНУТРЕННИМ ПСИХОЛОГИЧЕСКИМ СОСТОЯНИЕМ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ

УДК 787.61

ВЗАИМОСВЯЗЬ УСПЕШНОСТИ ЮНЫХ МУЗЫКАНТОВ С ИХ ВНУТРЕННИМ ПСИХОЛОГИЧЕСКИМ СОСТОЯНИЕМ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ

THE RELATIONSHIP OF THE SUCCESS OF YOUNG MUSICIANS WITH THEIR INTRNAL PSYCHOLOGICAL STATE AT THE INITIAL STAGE OF TRAINING

Ольга Николаевна Бельская, Olga Nikolaevna Belskaya

ДШИ посёлка Развилка, Московская область, благотворительный фонд

“Система Знаний ЭКОЛОГИИ МЫСЛИ Л.П.Троян”

Children’s Art School, Razvilka village, Moscow Region, charity fund

“ECOLOGY OF THOUGHT Knowledge System L.P. Troyan” Russia, Moscow

(belsky76@mail.ru)

           Аннотация: В статье рассматриваются  такие психологические категории, как концентрация внимания, страхи (тревожность), трудоспособность. Своевременное преобразование негативных психологических состояний способствует полноценному учебному процессу и достижению максимального результата.

           Abstract: This article discusses such psychological categories like concentration of attention, fears (non-confidence), ability to work. In-time-transformation of negative psychological feelings contributes to full of value educational process and achieving max result.

Ключевые слова: концентрация внимания, память, мотивация, образовательный процесс, трудоспособность, психология, возможности.

Keywords: concentration of attention, memory, motivation, educational process, ability to work, psychology, opportunities.

Отечественная музыкальная психология заявила о себе в 1947 г., когда вышел масштабный труд Б. М. Теплова «Психология музыкальных способностей». Интересный анализ психологических закономерностей, действующих в искусстве, предложен в книге Л. С. Выготского «Психология искусства». Важнейший вклад в развитие отечественной и мировой музыкальной психологии внесли российские музыковеды Е. В. Назайкинский и В. В. Медушевский [6]. Цель настоящей статьи — поделиться некоторыми педагогическими наблюдениями и психологическими наработками более чем 20 летнего опыта работы преподавания музыки.  В течение этого периода работа велась с учениками разных возрастов,  музыкальных и общих способностей, с разным уровнем концентрации внимания,  памяти,  развития эмоциональной сферы, мотивации к обучению. Те ученики, которые успешно занимаются, участвуют в концертах и конкурсах, конечно, радуют педагога и его родителей. Но в данной статье мы хотим поговорить как раз  о тех юных музыкантах, обучение для которых становится постоянным преодолением сложностей, преодолением себя.

Безусловно, можно сделать общие выводы о восприятии мира современными детьми и взрослыми, об их реакциях на разного рода информацию, можно спорить о том, что способность к обучению детей и взрослых падает или растёт в современном мире. Но если говорить об уроках музыки, то они носят индивидуальный характер – ученик-учитель. Общие возможные выводы, о которых говорилось выше, не могут быть объективными и универсальными, а могут лишь дополнять наше восприятие конкретного ученика. В свою очередь, если говорить о конкретном ученике – кроме слов его общей характеристики – музыкальности, ритмичности, эмоциональности, памяти, трудоспособности, которые мы обычно записываем в педагогических журналах, нам важно отслеживать внутреннее состояние, настроение ученика, ребёнка или взрослого, в момент конкретного текущего урока — здесь и сейчас. И это требует от педагога особого внимания.

В любом образовательном процессе присутствуют многие психологические категории. В центре внимания данной статьи —  концентрация внимания, страхи (тревожность), трудоспособность.

Концентрация внимания – одна из характеристик внимания, отражающая степень или интенсивность сосредоточенности субъекта на выполнении какой-либо деятельности, или на каком-либо предмете.

Когда мы говорим, что встречаются способные ученики и неспособные, то мы, в том числе, подразумеваем наличие высокой или низкой концентрации внимания. При высокой концентрации внимания ученик “схватывает на лету”, быстро учит музыкальный текст наизусть, долго удерживает в памяти выученный материал и максимально качественно исполняет его на сцене. При низкой концентрации внимания всё выше перечисленное даётся ученику сложно, являясь его ресурсом развития, и иногда весьма долгосрочным.

Некоторые причины нарушения концентрации внимания: негативное восприятие звучания музыки, как таковой; негативное восприятие нотной записи, как некой системы, несущей в себе определённое содержание; негативное восприятие индивидуальности конкретного композитора, исторической эпохи, музыкального стиля — все это влияет на усвоение музыкального нотного материала и на процесс обучения в целом. И напротив, В. И. Петрушин называет следующие преимущества, которыми обладают музыканты, умеющие управлять своим вниманием: исполнение отличается большей технической точностью, производит впечатление большей осмысленности и логичности, хорошо развито внутреннее предслышание исполняемого, эмоциональная сфера находится в разогретом состоянии [3]. Для восстановления концентрации внимания, важно преобразовать восприятие учеником выше перечисленных моментов в позитивное. Это возможно сделать, применяя образные аналогии; методом мысленного моделирования позитивного отношения к музыке, композитору, исторической эпохе; через осознание, того, что музыка может быть целительной, что нотная запись может быть для нас важным посланием из прошлого, что музыка, прежде всего, есть путь к познанию огромного и содержательнейшего мира человеческих чувств [4]. Появляется позитивное восприятие – и концентрация внимания восстанавливается.

Как известно, самыми распространёнными препятствиями успешности любого образовательного процесса, в том числе и музыкального, являются  страхи. Физиологически они проявляются в закрепощённости плечевого пояса, мышц спины, сутулости, напряжённости лицевых мышц, скованности движений пальцев, часто приводят к “переигрыванию рук”. В. И. Петрушин в числе причин, приводящих к мышечным зажимам, отмечает и высокий уровень личностной тревожности играющего. “Как бы ни казалось, что это неуверенность чисто физическая, двигательная, – писал Г. Г. Нейгауз, – верьте моему опыту: она всегда, прежде всего, психическая…” [2]. Если мы будем задавать определённые наводящие вопросы, то, невольно, ученик сам расскажет о своих состояниях,  в которых ему нужна педагогическая и психологическая поддержка:  “страх ошибиться”; “страх, что накажут”; “страх, что надо мной будут смеяться”, “страх огорчить родителей”, “страх публичных выступлений”, “страх забыть нотный текст”, “страх, оказаться хуже других”, “страх, что меня не заметят”, “страх, что меня не оценят”, “страх не соответствовать высоким требованиям” и другие. Такие состояния требуют внимания со стороны педагога и своевременного преобразования. Должно произойти преодоление диссонанса, разрешение и примирение [1]. Трансформируя “страх, что надо мной будут смеяться” предлагаем ученику осознать, что такое состояние – лишь его представление об образе мыслей окружающих, и нам грамотно думать о том, что рядом с нами доброжелательные люди, тем самым, своим отношением к ним, помогая им быть таковыми. И это есть взрослая, зрелая позиция. Трансформируя “страх, что меня не оценят”, мы предлагаем осознать ребёнку или взрослому ученику цель, с которой мы выходим на сцену. Здесь важно сместить акцент внимания с себя на то, что мы играем музыку для других, что слушатель приходит на концерт слушать музыку, а не работать оценщиком. Конечной целью исполнения музыки является донесение её до слушателей. А это очень часто помогает преодолеть и сценическое волнение, грамотно настроиться на концертное выступление. Такая психологическая помощь педагога подарит музыканту любого возраста состояние лёгкости и радости, желание заниматься музыкой, уверенность, смелость на сцене в сольном и ансамблевом музицировании.

Трудоспособность является важным качеством, необходимым для успешности учебного процесса. В каждом дне важно быть здоровым, активным, энергичным человеком. Мы говорим, что нам важно полюбить свое тело, наполнить его энергией. Наш организм, пространство вокруг нас, каждый звук, солнечный свет, падающий снег, тишина – всё это энергия. Используя такое понятие, мы можем вместе с учеником почувствовать, наполняет ли он энергией музыкальные звуки, фразу, мысль, за которой следует его мелодия, или же его отношение отстранённо — формальное. Осознание учеником факта, что всё окружающее нас — энергия, и всё взаимосвязано, помогает ему более целостно воспринимать себя, свою игру, свое отношение к музыке. Ещё один важный фактор, влияющий на трудоспособность – синдром хронической усталости, необходимо его своевременное преобразование [5].

Таким образом, можно сделать вывод насколько важно педагогу быть наблюдательным и вовремя увидеть и преобразовать сложные состояния ученика.

В заключение следует отметить, что в современном мире знание психологии, развитие интуитивных ресурсов и возможностей человека являются необходимыми в любой сфере жизнедеятельности, а в современной музыкальной педагогической практике – тем более. Очевидно, что в процессе формирования юного музыканта, современный педагог, развивающий ресурсы ученика, расширяет границы его возможностей.

Список литературы

1. Выготский Л. С. Психология искусства. Изд-во Искусство, 1986. 573 с.

2. Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры. Изд-во Музыка, 1988. 256 с.

3.Петрушин В.И. Музыкальная психология: Учебное пособие для вузов. – 2-е изд. —  М.: Академический Проект; Трикста, 2008. 440 с.

4.Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей / Б. М. Теплов. – Москва – Ленинград: АПН РСФСР, 1947. 336 с.

5.Троян Л.П. Система Знаний ЭКОЛОГИИ МЫСЛИ Л. П. Троян =The Knowledge System of ECOLOGY of  THOUGHT by L.P.Troyan/под общ.ред. Л. П. Троян. М.: Известия, 2008. 528 с.

6.Федорович Е. Н., Тихонова Е.В.  Основы музыкальной психологии: учебное пособие. Изд-во: Директ – Медиа, 2014. 279 с.

Психологические аспекты формирования подрастающих музыкантов

Автор Ольга Бельская
журнал «Гитара в Украине» № 5, 2012 год

ViolinLessonsЦель этой статьи – раскрыть ресурсы детей, найти новые грани их вдохновения и мастерства.

Посвятив занятиям музыкой достаточно много лет, в определенный момент своей жизни начинаешь осознавать, что не может быть сутью концертного выступления только лишь демонстрация виртуозной техники, владения звуком, широты музыкального мышления.

На мой взгляд, в подготовке к новой встрече со слушателем важно уметь создавать в себе состояние огромного, глубокого, осознанного желания порадовать людей, сыграть концерт именно для них. Грамотная подготовка к концертному выступлению может включать в себя не только тщательное изучение музыкального материала, но и создание такого внутреннего состояния, которое можно обозначить как перенос акцента внимания с себя, исполнителя, на слушателей. Задавая себе вопрос — «А что еще я могу сделать для слушателя?», «Как и чем еще можно порадовать слушателей?», интуитивно исполнитель может находить новые и новые решения в подготовке к концерту.

Далее

Доклад: Преодоление и трансформация состояния сверхлюбви – сверхзависимости

Доклад на XXII Международную научно-практическую конференцию
Система Знаний ЭКОЛОГИИ МЫСЛИ Л. П. Троян в развитии жизни на Земле
14 – 16 августа 2015 года, г. Москва

Ольга Бельская

Преодоление и трансформация состояния сверхлюбви – сверхзависимости является важным фактором в восстановлении здоровья, гармоничного общения, объективного восприятия реальности, адекватной реакции на новую информацию.

План

  1. Определение сверхлюбви – сверхзависимости ( Л.П. Троян)
  2. Причины возникновения и природа состояния сверхлюбви — сверхзависимости
  3. Формы проявления
  4. Примеры и трансформация состояния сверхлюбви – сверхзависимости
  5. Вывод

Далее

Чему я обучаю
  • Психологические основы развития и укрепления семьи
  • Профилактика конфликтных ситуаций
  • Законы общения
  • Основы позитивного мышления
  • Психологические ресурсы в сохранении здоровья детей и взрослых
  • Роль мужчины и роль женщины
Свяжитесь со мной