Комплексный подход в подготовке к концертному выступлению.

министерство культуры рф

саратовская государственная консерватория им. л.в. собинова

ассоциация развития гитарного искусства

IX международная научно-практическая конференция

Классическая гитара:

современное исполнительство и преподавание

Саратов, 24 марта 2018 года.

Комплексный подход в подготовке к концертному выступлению.

Доктор естественных наук Троян Л.П., г. Москва

Аспирантка 3-го курса МИУ Бельская О.Н., г. Москва

Концертное выступление, как и любое публичное выступление, является одним из сложнейших видов деятельности человека. Его успешность связана со многими факторами: физическим, психологическим, духовным здоровьем. Важен гармоничный период жизни исполнителя на данное время. Это позволяет ему целостно готовиться к концертному выступлению, сохранять высокую концентрацию внимания.

Психологические и духовные факторы, влияющие на подготовку к концертному выступлению, предлагается рассмотреть с позиции Системы Знаний ЭКОЛОГИИ МЫСЛИ Л.П. Троян, современного российского психологического направления. Успешность концертной деятельности обеспечивается гармоничным пространством исполнителей и слушателей.

Любая деятельность человека выстраивает определённые отношения между людьми. Деятельность концертного исполнителя связана с большим количеством слушателей, с индивидуальностями композиторов, с индивидуальностью мастера, сделавшего музыкальный инструмент, с индивидуальностями специалистов, издающих ноты, организаторами концерта и ещё со многими, многими индивидуальностями педагогов, подготовивших музыканта. Взять на себя ответственность за успешность концертного выступления, это не только выучить нотный текст, оживить его, вдохнуть в него жизнь и энергию, но и создать гармоничные связи между всеми выше перечисленными индивидуальностями – т. е. увлечь слушателей предложенными музыкальными образами и подарить им состояние гармонии. Поэтому подготовительный период позволяет заложить в атмосферу концерта трансформацию возможных негативных состояний; увидеть, как под музыку идут преобразования состояний агрессии, ненависти на неосознанном уровне; трансформацию сверхлюбви — сверхзависимости, состояний соперничества, зависти; преобразование установок “я лучше других”, “я особенный”, “я не такой, как все”, которые могли бы разрушить состояние здоровья.  Часто такие состояния бывают неосознанными. Методы трансформации негативных установок подробно раскрывает автор “Системы Знаний ЭКОЛОГИИ МЫСЛИ” – Людмила Петровна Троян, используя понятия самонастраивающегося, самообучающегося организма человека.

Следующим важным аспектом в комплексном подходе при подготовке к концертному выступлению мы назовём погружение исполнителей в состояние любви и благодарности. Такие выдающиеся мастера, как Т. Лешетицкий, Г.Г. Нейгауз, В.И. Сафонов, П.С. Столярский, А.Я. Ямпольский целенаправленно и последовательно формировали у своих воспитанников любовь к выступлениям посредством активного привлечения их к концертному исполнительству. В подготовку концертного выступления мы обязательно включили бы формирование осознанного состояния благодарности к каждому педагогу, оказавшему влияние на формирование личностей музыкантов педагогов и исполнителей. Состояние благодарности дарит удивительный эффект сопричастности этих учителей к каждому следующему выступлению исполнителя.

Важным навыком в музыкальном исполнительстве является умение владеть собой, опыт преодоления сценического волнения. Волнение может быть многогранно – это страх, признак боязни ошибиться, эмоциональное переживание по какому-либо поводу, лишающее человека внутреннего покоя, возможности максимально эффективно мыслить и действовать. К.С. Станиславский, беседуя с актерами Большого театра, подметил: «Артисту, глубоко ушедшему в творческие задачи, нет времени заниматься собою как личностью и своим волнением!». Из опыта консультирования и подготовки музыкантов к концертному выступлению, мы также можем сказать, что важным для концертного исполнения является состояние наслаждения музыкой, погружения в музыку, восхищение красотой гармоний, что естественным образом переносит акцент внимания музыканта с себя, со своих волнений на раскрытие музыкального произведения. По — своему об этом пишет выдающийся музыкант нашего времени, пианист С.Т. Рихтер, так описывая ощущения, испытанные им во время концертного выступления: «Стихия музыки, подчинившая тебя, не оставляет места праздным мыслям. В эти минуты забываешь всё – не только зрителей, зал, но и самого себя».

Определённое психологическое состояние уверенности, собранности, выносливости формируется благодаря обязательному “обыгрыванию” подготовленного произведения или всей программы. А. Баренбойм рассказывает, как один из видных советских пианистов репетирует новую программу, с которой ему предстоит вскоре выступать: «То, что он делает, со стороны может показаться детской забавой… он выходит из другой комнаты (<артистической») к роялю, представляет себе, что находится в концертном зале, раскланивается перед аудиторией и начинает играть программу».

Концертные залы мы можем найти в общеобразовательных школах, колледжах, университетах, музыкальных школах. Развивая таким образом свою концертную деятельность, мы также способствуем повышению общего уровня музыкальной культуры, знакомству большой аудитории с именами композиторов, известными произведениями, формируя таким образом у слушателей желание получать музыкальное образование, посещать концерты камерной и симфонической музыки. Обратимся к опыту Г. Нейгауза: «Перед тем, как сочинение увидит «свет рампы», я его буду непременно много раз исполнять у себя дома, в одиночестве так, как будто я его играю перед слушателями. (Правда, я не задаюсь этой целью, но так как увлекаюсь сочинением, то и «исполняю» его – для себя и для других, хотя и не присутствующих.)»

На наш взгляд успешность концертного выступления включает три этапа:

— подготовку к концертному выступлению,

— выступление на концерте,

— период после концертного выступления.

Акценты внимания в период подготовки к концертному выступлению.

1.Техника исполнения

2.Эмоциональное наполнение – окраска произведения.

3.Знакомство с интерпретациями произведения разных исполнителей, вариантами переложений для разных инструментов.

4.Репетиции перед слушателем. Обыгрывать концертное выступление в семье, перед друзьями.

5.Работа над своим имиджем для момента выхода на сцену, исполнения и окончания исполнения музыкального произведения.

6.Благодарность всем, кто участвовал в становлении музыканта.

7.Умение наполнять себя счастьем, радостью, ликованием.

Важные моменты в период концертного выступления.

1.Уверенное начало, умение войти в собственное наслаждение музыкой.

2.Показать тему произведения, раскрыть его смысл, соответствующий замыслу автора.

3.Окончание произведения, наполненное вашей энергией до самого последнего звука.

Период после концертного выступления.

1.Вдохновенное состояние от слияния с аудиторией слушателей.

2.Ощущение целительного эффекта от гармонии произведения.

3.Если это музыкальное произведение исполняется в сопровождении оркестра и пианиста, то поблагодарить их.

4.Сказать или почувствовать, что аудитория помогала исполнению музыкального произведения.

5.Настроиться на ближайшие планы. Своё мастерство принять как норму, при том уровне подготовки, которым оно вызвано.

В итоге можно сказать, что основная задача исполнителя – донести красоту музыки, поведать о том сокровенном, что исполнителя восхищает в конкретном произведении. Музыканту также важен серьёзный комплексный подход в период подготовки к концертному выступлению. Кроме специальных профессиональных навыков, музыканту необходимо развивать свою мировоззренческую позицию и владеть психологическими знаниями.

Людмила Петровна Троян – доктор естественных наук, является основателем современного российского психологического направления, зародившегося в 1994 г., возглавляет региональное отделение “Система Знаний ЭКОЛОГИИ МЫСЛИ” в Профессиональной Психотерапевтической Лиге Российской Федерации, является президентом благотворительного фонда “ЭКОЛОГИЯ МЫСЛИ”, г. Москва. Ведёт международные лектории, является организатором международных научно-практических конференций “Система Знаний ЭКОЛОГИИ МЫСЛИ Л.П. Троян в развитии жизни на Земле”. Автор более 50-ти психологических курсов, проводит личную терапию. Выступает на международных форумах, участвует в прямом эфире радио программ.

Публикации:

1.Троян Л.П. ЭКОЛОГИЯ МЫСЛИ О НАШЕМ БЕССМЕРТИИ = ECOLOGE OF THE THOUGHT ON IMMORTALITY. – М.: ИМ-Информ, 1999. – 296 с.

2.Троян Л.П. Система Знаний ЭКОЛОГИИ МЫСЛИ Л.П.Троян = The Knowledge System of ECOLOGY of THOUGHT by L. P. Troyan /под общ.ред. Л.П. Троян. – М: “Известия”, 2008. – 528 с.

3.Троян Л.П. Основные понятия Системы Знаний ЭКОЛОГИИ МЫСЛИ // Профессиональная газета Регионального отделения Профессиональной Психотерапевтической Лиги РФ «Система Знаний ЭКОЛОГИИ МЫСЛИ» – 2006. – №1 (1) декабрь – С. 8-9.

4. Троян Л.П. Нанотехнологии в Системе Знаний ЭКОЛОГИИ МЫСЛИ // Профессиональная газета Регионального отделения Профессиональной Психотерапевтической Лиги РФ «Система Знаний ЭКОЛОГИИ МЫСЛИ». – 2007. – №1 (2) март. – С. 12-13.

5. Людмила Троян на Ecology Future Forum 2017

6. https://www.youtube.com/watch?v=GqixsjrzHeU  Интервью с Людмилой Петровной Троян на Радио СВ от 04.05.2016

7. https://www.youtube.com/watch?v=DYiYVzyWXx4  Интервью с Людмилой Петровной Троян на Радио СВ от 25.11.2016

8. https://www.youtube.com/watch?v=BAAZ_Czyys0   Интервью с Людмилой Петровной Троян на Радио-СВ 23.11.17.

Ольги Николаевна Бельская является музыкантом, педагогом по классу домры (Харьковский Институт Искусств им. Котляревского, 2002г.), по классу гитары (Харьковское музыкальное училище им. Б. Лятошинского, 2001г.), участником семейного дуэта “Бельканто”. В составе дуэта участвовала в гастролях в Чехии, Германии, Франции, Южной Корее, Украина, Россия), принимала участие в составе жюри ежегодного конкурса – фестиваля “Журавлиная Родина” ( г. Сергиев Посад, 2017г.), педагогический стаж более 20 лет. В настоящее время является аспиранткой 3-го курса психологического факультета Международного Инновационного Университета, г. Москва.

Публикации:

1. АПРОБАЦИЯ №4(43), 2016 г.

Бельская О.Н.   Психологические аспекты уязвимости семьи в условиях социальных рисков

2. XXIV МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ

«Актуальные проблемы в современной науке и пути их разрешения»

Москва

25-26 марта 2016

Бельская О.Н.   Психологический феномен брака и семьи в современной и дореволюционной России

3. Science and Education, July 1-2, 2016, Germany, Belskaya O.N.    Problematic aspects of modern european family

4. ГАРМОНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ №2, 2017 Г.

Бельская О.Н. Психологические установки института семьи в современном мире

Комментарии запрещены.

Чему я обучаю
  • Психологические основы развития и укрепления семьи
  • Профилактика конфликтных ситуаций
  • Законы общения
  • Основы позитивного мышления
  • Психологические ресурсы в сохранении здоровья детей и взрослых
  • Роль мужчины и роль женщины
Свяжитесь со мной